17 Мая 2002 — 27 Мая 2002
Fe-DTPA можно найти в садоводческих магазинах (см. http://reader.smtp.ru/pepcoded.html ), стоит в 2 раза дешевле марганцовки.
Параметры двигателя:
- гильза из бумаги, пропитанной р-ром силикатного клея (~1ч. клей 4ч. воды)
— Dвнутр. = 13мм,
— Dстенки = 1.5мм;
- сопло — алебастр+ПВА,
— dкр. = 3мм;
- внутренний канал по всей длине топливного заряда
— dк = 3мм
Внутренний канал наполнил ЧП. При зажигании порох сгорел, а двигатель не завелся. Пришлось использовать раскаленную спицу.
Довольно подробно о топливах на НА рассказано в сообщении №36.
Есть упрощенный состав NH4NO3 + C(аптечный активированный) + Fe-DTPA. Но в двигателях я его пока не испытывал.
Неудачи с топливами NH4NO3 + Al + … частично связаны с эрозией «алебастровых» сопел. Двигатель делает рывок, тут же падает и догорает уже на земле. Отверстие в сопле «выгорает» с 3мм, до 5!!! У меня полетел только маленький экспериментальный двигатель с соплом графит + силик.клей.
22 Мая 2002 (12:57:30)
23 Мая 2002 (02:48:31)
- Candy Так ты и форум наш читаешь! А чего же не пишешь там про свои опыты, это многих бы заинтересовало. Приглашаю!
- 23 Мая 2002 (09:54:30)
- читатель re: Так ты и форум наш читаешь!
- Я даже зарегистрировался на авиабазе. Но только тамошние страницы грузятся у меня очень долго (в отличие от этих .
А какой у тебя ник на ракетомодельном форуме?
24 Мая 2002 (00:04:31)
- читатель re: проще
- Проще… ну а если KNO3 достать негде?
А тот KNO3, что сделал из NH4NO3+KCl зимой (около 300g) я использую для других целей.
22 Мая 2002 (10:40:52)
- читатель re: импульс примерно втрое выше
- Ну не втрое, а всего в 2 раза — это по расчетам на GuiPep. А вот достичь рассчетного значения очень трудно.
22 Мая 2002 (10:47:33) - читатель re: УИ
- Вся беда топлив на НА — низкая скорость горения, в рез-те чего низкое давление в камере сгорания, ну и снижение УИ. Поэтому лучше всего зажигать двигатели с конца канала (противоположного соплу), и использовать форму канала, обеспечивающую максимальную поверхность горения.
22 Мая 2002 (13:00:40)
- читатель см. «диэтилентриаминопентауксусная к-та» – ХЭ 2/213, «железные удобрения» – ХЭ 2/269
- 23 Мая 2002 (02:29:27)
- читатель re: (+)
- Выпаривать р-р NH4NO3 с катализаторами и проч. я не пробовал, т.к. многие из использованных мною катализаторов в воде не растворимы. А вообще идея интересная, к тому же Fe-DTPA растворим в воде. Только вот после выпаривания придется опять все перемалывать!
В качестве катализаторов я пробовал KMnO4; CuSO4; Fe, Cu соли винной к-ты; ацетилсалицилат Fe ???; ацетилениды меди ???; цитрат железа; K3[Fe(CN)6]; Fe[Fe(CN)6]; Cu2[Fe(CN)6] ???; CuO; Fe2O3; всего уже не припомню… (??? — не уверен, что получил именно то соединение, что хотел). Неплохой рез-т дал KMnO4. Правда, двигатели на таком составе я не делал (понятно, почему). Хорошие катализаторы также Fe[Fe(CN)6], K3[Fe(CN)6], CuO. Серу я использовал только с NH4NO3+Al, она облегчает воспламенение подобных составов. K2Cr2O7 не применял из-за его токсичности.
(NH4)2SO4 ничего не катализирует. Дело в том, что наибольшая производительность топлив достигается при NH4NO3 > 80%. Например, NH4NO3 90% + C 10%; или NH4NO3 85% + (CH2)6N4 10% + C 5%. В двигателе такие составы ведут себя нехорошо. Не успевая загореться, они плавятся и через сопло выбрасываются наружу. При этом процесс горения топлива в двигателе в большинстве случаев прекращается. Вот сульфат аммония устраняет этот недостаток. Разумеется, при этом производительность топлива падает. Еще можно увеличить содержание углерода до 30% тоже со значит. снижением производительности. Так что реальные топлива можно получить в диапазоне 85..80% > NH4NO3 > 70%. Выше 80% двигатели «плюются» и глохнут, ниже 70% тяги недостаточно, чтобы двигатель сдвинулся с места. Можно делать составы с содержанием НА < 70%, но тогда нужно вводить доп. окислитель. Например, классика: NH4NO3 35..38% + KNO3 40..45% + C 14..22%. А применимо ли к таким составам понятие "на основе НА"? :)
23 Мая 2002 (05:01:19) - читатель Забыл написать самое главное — во всех составах NH4NO3+C+… лучший результат получается при использовании аптечного активированного угля вместо древесного.
- 23 Мая 2002 (08:43:48)
А это не очень влияет, нерастворимые порошки просто равномерно распределяются в массе кристаллов НА. Особенно это полезно для угля, потому что когда просто размалываешь, его поры остаются пустыми, а при внесении угля в раствор поры заполняются окислителем.
> Только вот после выпаривания придется опять все перемалывать!
Да, но уже необязательно молоть очень мелко, потому что все компоненты уже перемешаны.
> В качестве катализаторов я пробовал KMnO4; CuSO4; Fe, Cu соли винной к-ты; ацетилсалицилат Fe ???; ацетилениды меди ???; цитрат железа; K3[Fe(CN)6]; Fe[Fe(CN)6]; Cu2[Fe(CN)6] ???; CuO; Fe2O3; всего уже не припомню…
Солидный набор! А у тебя есть данные по скоростям горения этих составов? Кстати катализаторы типа Fe[Fe(CN)6] Cu2[Fe(CN)6] очень удобно не выделять, а получать прямо в растворе НА и упаривать эту смесь, получается очень мелкодисперсный катализатор внутри кристаллов НА. Ты наверное уже читал об этом на Ракетомодельном.
> Неплохой рез-т дал KMnO4. Правда, двигатели на таком составе я не делал (понятно, почему).
Непонятно. Почему? И какой «неплохой» результат?
> Не успевая загореться, они плавятся. Вот сульфат аммония устраняет этот недостаток.
Ух ты! Я собрал очень много информации о НА, давно уже ничего нового не замечал, а вот это перл! Действительно, плавление и вспенивание при горении — большая проблема. А 3.5% — это ты подобрал? Меньше нельзя?
> Забыл написать самое главное — во всех составах NH4NO3+C+… лучший результат получается при использовании аптечного активированного угля вместо древесного.
Я тоже использую аптечный, но хочу попробовать БАУ — берёзовый активированный уголь, тот что химики-органики используют для очистки от смол. А ты под «древесным» какой имеешь в виду?
А вообще давай к нам на Ракетомодельный!
23 Мая 2002 (10:24:00)
- читатель re: re: Топливо на основе NH4NO3
- OK, попробую как-нибудь с выпариванием.
> А у тебя есть данные по скоростям горения этих составов.
Данных нет, скорость горения оценивалась «на глаз», наилучшие составы испытывались в двигателях. Но мне кажется, что скорость горения составов на основе НА — ненадежный показатель производительности этих составов в двигателе.
> Неплохой рез-т дал KMnO4.
Это LEX порекомендовал мне NH4NO3+C+KMnO4+Al. Тогда еще мы с ним поспорили насчет шлаков, и еще я бессопловый двигатель обозвал прямоточным Давно это было… Я испытывал NH4NO3+C+KMnO4, точных пропорций уже не помню, но состав горел так же, как и NH4NO3+C+NaNO3+кат. Двигатели я не делал потому, что а) KMnO4 нестабилен, со временем разлагается (особенно в смеси с восстановителями), б) дает много шлаков, в) после растирания марганцовки в порошок (а ты не пробовал?) я полдня чихал. И вообще, вот цитата с вашей «Ракетной мастерской»: «Недопустимо опасными для изготовления ракетных двигателей являются: окислители: … KMnO4″ ;–)
> Вот сульфат аммония устраняет этот недостаток — а вот это перл!
Это не перл, а всего лишь предположение. Еще в прошлом году на сайте http://exploser.cjb.net/ я нашел интересный состав NH4NO3 (63.5%) + C (18.5%) + CuSO4*5H2O (8.5%) + (NH4)2SO4 (7.5%) + S (2%). Смесь горела конечно же плохо, давала много шлаков. Но я все равно сделал двигатель. В замкнутом объеме скорость горения была приличной, но двигатель не полетел… И вот недавно я сделал интересный замедлительный состав, который сгорает с образованием твердой массы NaNO3 (45%) + C (35%) + (NH4)2SO4 (20%). Тв. масса состоит из Na2S и C. Тут я вспомнил о старом составе, попытался понять назначение (NH4)2SO4, но так ничего толкового не придумал. Добавил сульфат аммония в «плюющийся» состав, сделал двигатель, и он полетел %-ое соотношение получилось таким «некрасивым» из-за того, что я смешал 2 состава. В одном было 80% NH4NO3, в другом — 72%. Не исключено, что сульфат аммония просто снизил %-ое содержание NH4NO3: 75.4 / (100 + 3.5) = 72.285. До сих пор наиболее успешный «не плюющийся» запуск был осуществлен на составе с содержанием NH4NO3 68.9%> А ты под «древесным» какой имеешь в виду?
Самодельный уголь, полученный «выпеканием» древесины в железной банке на костре (чаще всего я использую печку). Так вот, он хорош для ЧП, а для составов на NH4NO3 лучше подходит активированный. БАУ, по-моему, мало чем отличается от аптечного (по меньшей мере, по способу получения и обработки).
> А вообще давай к нам на Ракетомодельный!
Я смотрю, кто-то уже додумался к НА добавлять НК (Ракетные топлива V, стр. 12). Right Way!!! Только вот зачем так много 10% НК? Можно его уменьшить, и добавить катализатор! У меня базовый состав («Окислительная Смесь») 80% NH4NO3 + 6% NaNO3 + 6% Fe-DTPA. Остальные 8% — горючее (восстановитель), ну и +% добавки. Интересно было бы вообще обойтись без дополнительного окислителя — K/NaNO3.
PS. Сегодня я испытал состав «ОС» + Al. Смесь горела гораздо лучше, чем NH4NO3+Al+S!!!
24 Мая 2002 (03:02:10)- Candy re: Топливо на основе NH4NO3
- > Но мне кажется, что скорость горения составов на основе НА — ненадежный показатель производительности этих составов в двигателе.
Это так, но ведь ты и сам ищешь состав, который бы «хорошо горел». (Сегодня я испытал состав «ОС» + Al. Смесь горела гораздо лучше, чем NH4NO3+Al+S!!! )
Конечно, скорость горения никак не связана с удельным импульсом. Но если топливо слишком медленно горит, то с ним вообще невозможно сделать двигатель, независимо от теоретического УИ. Поэтому для топлив с НА часто приходится жертвовать УИ ради скорости горения.
> Я испытывал NH4NO3+C+KMnO4, точных пропорций уже не помню, но состав горел так же, как и NH4NO3+C+NaNO3+кат. Двигатели я не делал потому, что а) KMnO4 нестабилен, со временем разлагается (особенно в смеси с восстановителями), б) дает много шлаков, в) после растирания марганцовки в порошок (а ты не пробовал?) я полдня чихал.
Конечно и я растирал марганцовку и другие катализаторы, тот же бихромат, который через много лет после этого оказался вдруг токсичным. Именно поэтому и предлагаю не растирать, а растворять.
> И вообще, вот цитата с вашей «Ракетной мастерской»: «Недопустимо опасными для изготовления ракетных двигателей являются: окислители: … KMnO4″ ;–)
Совершенно верно! Но в данном случае нужно сделать так: прокипятить уголь с раствором KMnO4, при этом уголь восстановит марганцовку до MnO2, который осядет тонким слоем в порах угля, затем к этому раствору/суспензии прибавить НА и упарить. Топливо готово. Я не делал, насколько хорошее будет топливо не знаю, но марганцовки там не будет, это точно.
> на сайте http://exploser.cjb.net/
Что-то он у меня не грузится…> Тут я вспомнил о старом составе, попытался понять назначение (NH4)2SO4,
Наверное, он работает как кислый катализатор. Кислоты сильно ускоряют разложение НА.
> Самодельный уголь, полученный «выпеканием» древесины в железной банке на костре
И я такой делал. Аптечный удобен ещё и тем, что в воде сам рассыпается в пыль, поэтому для метода упаривания его вообще не нужно растирать. Я так и дымный порох делал: смешивал в воде все компоненты, упаривал до кашицы, остаток высушивал и растирал.
> Я смотрю, кто-то уже додумался к НА добавлять НК (Ракетные топлива V, стр. 12). Right Way!!! Только вот зачем так много 10% НК? Можно его уменьшить, и добавить катализатор!
Известно, что КNO3 и NaNO3 ускоряют горение составов с НА. А сколько их надо — можно будет сказать точно, если сделать образцы топлив и измерить скорость горения. Иначе как можно угадать, 10% нужно или 5?